Цирк на Фонтанке: пейзаж после битвы

В начале декабря в Петербурге разразился скандал: культурная общественность, депутаты Госдумы и ЗакСа предприняли последнюю попытку протеста против лишения Цирка на Фонтанке самостоятельности и включения его в «конвейер» филиалов «Росгосцирка». Присоединившийся к протесту директор Михаил Смородкин был уволен решением министра культуры Владимира Мединского, несмотря на то что за время работы превратил убыточное предприятие в прибыльное. Скандал, однако, затих после того как личную позицию и позицию Смольного озвучил губернатор Георгий Полтавченко: он встал на сторону Минкульта. Многие защитники Цирка на Фонтанке после слов губернатора, как по команде, приумолкли. В образовавшейся тишине Филиалу «Росгосцирка» в Петербурге (так теперь, видимо, надо называть Цирк на Фонтанке назначили нового руководителя — Сергея Белякова. В эти дни он знакомится с коллективом, который с утра до ночи готовится к новогодней премьере. Самое время, пользуясь затишьем, познакомиться, со своей стороны, с трудовой биографией Сергея Белякова, а также понять, зачем Цирк на Фонтанке лишили самостоятельности.

 

Про бегемотов и коров

«Директор Новосибирского цирка жалуется, что у них уже лет десять не было ни одного номера с хищниками. Зато в трех программах подряд — бегемоты. Зрители их уже видеть не могут», — рассказывал журналистам в августе этого года только что назначенный глава «Росгосцирка» Дмитрий Иванов.

Он также посетовал, что дрессировщики тигров, леопардов, львов отправляются в маленькие города, где их уникальные аттракционы почти некому смотреть. Иванов констатировал, что при прежнем руководстве «Росгосцирка» (имеется в виду одиозный ресторатор Гаглоев) «практически полностью развалена система проката, нет никакой логики в командировании артистов в те или иные регионы». В результате многим труженикам цирка негде было выступать годами, поскольку количество программ превысило количество имеющихся в наличии у «Росгосцирка» площадок, а выход из этой ситуации не искали.

И такой бардак — в государственной структуре! Впору задуматься об эффективности ее работы. Но у нас так не принято. У нас решения принимаются от противного. Не зарабатывает «Росгосцирк» денег — давайте включим в него прибыльный петербургский цирк. Пусть будет дойной коровой.

Для Петербурга одни правила, для Ижевска — другие?

Идея создания «Росгосцирка» внешне была благородной. Планировалось в какой-то мере возродить систему советского цирка, который действовал столь грамотно, что не только самоокупался, но и пополнял госказну.

В Минкульте не понимают одного. Успех советского цирка был основан не только на централизации. Но и на системе взращивания цирковых талантов, хороших управленческих кадрах, стимулировании интереса общества к цирку. Механическое возрождение Союзгосцирка под личиной «Росгосцирка» не даст автоматически тех же, советских, результатов. Страна другая, люди изменились, да и цирк стал во всем мире современнее, интереснее.

Но нет — важно было создать «конвейер». Кстати, даже в советские времена Ленинградский и два Московских цирка хоть и входили в Союзгосцирк, но были абсолютно самостоятельными учреждениями культуры.

Надо признать: то, что никак не удавалось Гаглоеву, удалось сделать нынешнему директору «Росгосцирка» Иванову. Петербург был взят. Цирк на Фонтанке лишился самостоятельности. Причем всего за несколько месяцев!

Правда, почему-то не удалось поставить на «конвейер» родной Дмитрию Иванову Ижевский цирк: он по-прежнему числится автономным, а на его сайте директором значится по-прежнему нынешний глава «Росгосцирка». Неужели еще не готовы работать «за себя и за того парня» и стать донорами убыточных предприятий, к чему призывают других? Или президент Удмуртии не столь равнодушен к цирку, как губернатор Петербурга?

Кто вы, врио Беляков?

Для Филиала «Росгосцирка» в Петербурге Иванов подобрал нового директора — своего соратника по Ижевску Сергея Белякова. На сайте «Росгосцирка» о Сергее Григорьевиче говорится следующее:

«Родился 14 декабря 1973 года городе Харцызск Донецкой области. Трудовую деятельность начал в 1994 году в Читинской областной филармонии уполномоченным по организации концертов и зрителей. В 2004 году был назначен на должность директора Нижнетагильского государственного цирка. В период с 2006 по 2013 годы жил и работал в городе Ижевске Удмуртской Республики, до 2009 года — директором Ижевского зоопарка, а затем директором автономного учреждения культуры «Государственный цирк Удмуртии».

На другом сайте, под названием «В мире цирка и эстрады», информация изложена куда как более живо: «Беляков умеет делать деньги из пыли». После молниеносного ухода с поста директора Ижевского цирка в августе 2013-го Сергею Белякову посвятили целый форум, где мнения об успешном продюсере и его оборотистости почему-то носили сплошь негативный характер. Понятно, что успешному человеку многие завидуют, о нем злословят, — однако единство мнений работников разных профессий и из разных городов заставляет задуматься.

Недоброжелатели утверждают, ссылаясь на обширное освещение в ижевской прессе, что летом 2011 года у правоохранителей Удмуртии возник ряд вопросов к руководству цирка о фирмах-посредниках, возглавляемых женами руководителей учреждения, с которыми цирк имел финансовые отношения (речь идет об Иванове и Белякове. — ред.). Правда, затем уголовное дело было закрыто.

А вот как своеобразно прокомментировала удмуртская газета «День» 26 августа 2009 года перемещение Сергея Белякова с поста директора зоопарка на пост директора цирка: «Возможно, это лучший вариант для зоопарка и его обитателей — некоторые из них так и не смогли пережить этот первый год жизни зоопарка Удмуртии»…

16 января 2012 года было обнародовано письмо в Министерство культуры директора «Цирка на воде «Океан желаний» Яны Шевченко, в котором она обвиняет Сергея Белякова в присвоении ее авторской программы (письмо, в частности, полностью опубликовано на сайте «Эха Москвы»).

Что-то пошло не так у Сергея Белякова и в качестве одного из основателей цирка Omsk Circus Hall. Информационное агентство «Твой Омск» сообщало о выявлении нарушений законодательства в деятельности данной организации.

Засветился наш герой даже в Севастополе. Здесь ему приглянулся… дельфинарий. Что вызвало грандиозный скандал. 16 ноября 2016 года в крымском онлайн-журнале «Информер» была опубликована статья «Темные дела, или Севастопольский дельфинарий в опасности». «Известно, что соучредителем ООО «Страна Дельфиния» стал некий «известный цирковой продюсер» родом из Удмуртии Сергей Беляков, — пишет издание. — Он уже сейчас, до судебных решений и возможного аукциона, рассказывает о планах своей работы в дельфинарии на набережной Севастополя. С чего вдруг такая уверенность? Возможно, бывшего директора Нижнетагильского цирка и Ижевского зоопарка вдохновляет присутствие удмуртских кадров в нынешней власти города-героя?».

На очереди — Мариинка?

Коллектив Цирка на Фонтанке сегодня работает над новой программой — «Новогодним шоу Гии Эрадзе». Зрителей ждет встреча с необыкновенно красивыми цирковыми номерами.

А вот чего еще ждать культурным учреждениям Петербурга? Какую реорганизацию захочет организовать Министерство культуры в северной столице в следующий раз, пользуясь склонностью ее руководства к послушанию? Может быть, Мариинский театр сделают филиалом Большого? Представляете, как это будет? «Мы ведем наш репортаж из Филиала Большого театра в Санкт-Петербурге. За пультом — дирижер Валерий Гергиев». Аргументы могут быть ровно те же, что при переподчинении Цирка на Фонтанке: на реконструкцию потрачено много федеральных денег, а сотрудники Мариинки не потеряют ни рабочих мест, ни зарплат. Не все ли им равно? А за успешным продюсером, готовым возглавить хоть зоопарк, хоть оперный театр дело-то точно не станет.

Виктор ИВАНЦОВ,

интернет-журнал «Интересант»

comments powered by HyperComments
Метки